Девиантное поведение у детей в наше время встречается так часто, что уже совсем скоро станет нормой.
Поведение, которое отклоняется от общепризнанных норм или традиций в определенном социуме, всегда привлекало к себе внимание. Важно помнить, что отклоняющееся поведение, где-то будет нормой, все зависит от специфики данного социального окружения.
Девиантное поведение и окружающий социум
Основные причины нарушения у детей зависят от наличия того или иного референтного окружения. Окружение может быть следующим:
• семья и ближайшие родственники;
• школа и близкие друзья;
• улица, посещаемые кружки и секции;
• воображаемое окружение, которое формируется СМИ, интернетом, социальными сетями и др.
Важно знать, что если в значимом для ребенка окружении нарушения в поведении являются нормальной или даже поощряемой формой поведения, он будет воспринимать их и соотносить с собственным самосознанием настолько, насколько это окружающее для него является важным.
Не следует забывать, что в разные периоды жизни значимость окружения может меняться. Например, для маленького ребенка самым значимой будет семья, если у родителей есть психологические или социальные проблемы, это обязательно скажется на поведении ребенка. А вот для подростка референтными уже будут являться друзья и внешкольное общение, если он будет общаться с соответствующими детьми, он станет таким же, как и они.
Девиантное поведение и акцентуация ребенка
Личностные особенности ребенка, в том числе и его акцентуация характера, если она имеется, будут влиять на его действия и, особенно в тех случаях, если имеется так называемая педагогическая упущенность.
В том случае, если развитие ребенка грамотно контролируется родителями и педагогами, нежелательные для социума особенности характера сначала будут подавляться, а потом и осознанно считаться отрицательными самим ребенком.
Существуют определенные акцентуации, при которых риск нарушений в поведении повышен:
• гипертимная;
• неустойчивая;
• циклоидная;
• лабильная;
• шизоидная;
• истероидная;
• конформная.
Борьба с нарушением в поведении у детей с разной акцентуацией
Особенности акцентуаций будут соответствовать особенностям девиантного поведения.
Детей с циклоидной, лабильной и шизоидной акцентуацией, чтобы отвлечь от нарушений в поведении, в которых они крайне креативны и изобретательны, следует отдать в кружки с художественным уклоном, привить любовь к чтению.
Для истероидного или демонстративного типа личности плохое поведение является, прежде всего, способом показать себя и привлечь к себе внимание, поэтому правильным будет постараться отдать их в театральный кружок.