Мы привыкли думать, что воспитание и обучение ребёнка начинается после трёх лет, когда ребёнок уже начинает проявлять сознательность. Но, по проведённым последним исследованиям и наблюдениям становится понятно, что основная база закладывается в ребёнке сразу после рождения.
Когда на свет появляется новорожденный малыш, он очень беспомощен. Но, несмотря на это, его мозг имеет огромный потенциал, в отличие от животных. Ведь мозг животного, к моменту появления на свет почти сформирован, а вот нейронные связи в мозге новорожденного человека активно формируются именно до трёх лет. Именно поэтому мы можем наблюдать, как совсем ещё беспомощный малыш через месяц уже способен внимательно наблюдать за лицами, а через 2 уже активно улыбаться маме, выделять родителей из многих лиц. Всего лишь через год жизни ребёнок из красного комочка превращается в весёлого человека, который способен не только самостоятельно употреблять пищу, но и перевернуть весь дом с ног на голову. Поэтому очень важно в первые три года заложить в ребёнке прочную базу для мышления, чувств, творчества. Полностью они разовьются уже после трёх лет, но будут использовать ту основу, которая заложилась ранее.
Очень многие молодые родители полагают, что ребёнок в возрасте до трёх лет очень эгоистичен, делает всё ради собственного удовольствия и «оставляют его в покое». А как только малыш идёт в детский сад, период вседозволенности заканчивается, родители включают режим строгости и обучения. Ну а ребёнок к этому возрасту уже сформировал определённую картину мира и, конечно, начинается «бунт против нового режима».
Есть мнение, что всё нужно делать с точностью наоборот – именно в первые годы жизни к ребёнку нужно проявлять строгость и ласку, а когда он начнёт входить в сознательный возраст от трёх лет и старше, уважать его «я», по крайней мере родителям нужно учиться это делать. То, что родители не вмешиваются в воспитание на ранней стадии и давление после трёх лет вызовет в ребёнке активное сопротивление и погасит таланты. Как упоминалось ранее, новорожденный – это чистый лист бумаги, у него ещё нет понятий «красивый-не красивый», «легко – трудно» и так далее. Поэтому, если ребёнку с рождения показывать страшную маску, он скоро будет её любить, обнимать.
Если включать малышу всё время детские малосложные мелодии, то, конечно, музыкальный слух в нём в последующем вряд ли разовьётся. Ребёнок обязательно должен слушать Баха, Моцарта, но ни в коем случае нельзя исключать и детские песенки. Всё это должно входить в жизнь ребёнка одновременно. Он должен учиться сравнивать, анализировать. То же самое касается и изучения языков – мозг ребёнка на раннем этапе способен овладеть не одним, а несколькими языками. Важно, чтобы родители давали малышу возможности для развития.
Возможно, многое скажут о том, что детская психика может пострадать от большого количества информации. Но современные исследования говорят о том, что мозг малыша – губка, которая жадно впитывает всё, что его окружает, но, когда наступает насыщение – он отключается, перестают впитывать новую информацию, поэтому не стоит бояться переусердствовать с информацией, стоит бояться не додать этой самой информации.