Почему кусаются маленькие дети?

Март, 07 2017 32 0
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Почему кусаются маленькие дети

Почему кусаются маленькие дети

Когда маленький ребёнок кусает сверстников или родителей это часто расстраивает взрослых, и действительно это поведение считается потенциально вредным, оно должно непременно пресекаться. Но весьма важно понимать причины, по которым ребёнок кусается. Для этого стоит понаблюдать: что произошло перед инцидентом, что чувствовал малыш, что хотел сказать своим поведением?

Поняв причины можно дать ребёнку знания о том, как можно справляться со своими эмоциями и как взаимодействовать с другими, не используя собственные зубы. Дети от младенчества до трёх лет могут кусаться по разным причинам. В зависимости от ситуации нужно действовать по определенной схеме.

1. Кусание как эксперимент. Бывает, что младенец, который ест молоко из маминой груди, пытается укусить её. Это происходит именно из любознательности: «А что будет?».

2. Расстроился и укусил. Часто у маленьких детей ещё слабо развита активная речь, они не могу выразить свои недовольства, своё настроение словами. Кроме того, им хочется привлечь внимание взрослого, и из доступных действенных средств выступает именно кусание.

3. Кусается, потому что защищается. Иногда дети чувствуют опасность от окружающих, угрозу их правам на что-либо. Тогда кусание можно рассматриваться как самооборона. Таким поведением они чувствуют, что контролируют ситуацию.

4. Кусание как проявление своей власти. Власть здесь подразумевается в том контексте, что ребёнок своим поведением добивается внимания родителей. Обычно видя такие действия ребёнка, родители бурно реагируют, бросают на эту проблему все свои силы. Но ребенок, видя такой повышенный интерес к себе, кусается всё снова и снова.

Что делать родителям?

1. В случае с юным экспериментатором стоит сразу озвучить ребёнку, что людей кусать нельзя. Важно, чтобы мамино «нет» прозвучало твёрдо и чётко. Так ребёнок поймёт правила, которым стоит следовать.

2. Расстроенный ребёнок, который укусил другого, часто даже не хотел причинить вред, делал это спонтанно, импульсивно, но, тем не менее, ему стоит немедленно сказать, что кусание причиняет боль другим людям, и что этого делать нельзя. После ребёнка нужно учить, как он может выразить свои чувства безопасным способом, при этом стоит озвучивать его эмоции, называть их («Если ты злишься, можешь стукнуть подушку», «Если ты расстроен, что тебе не дают игрушку, нужно подойти и попросить» и т.п.). Нужно неоднократно проигрывать такие ситуации, если ребёнку удаётся это сделать стоит обязательно хвалить его. Также родителям важно быть всегда начеку, следить за настроением ребёнка, чтобы при первых признаках негативных эмоций предотвратить конфликт.

3. В ситуации кусания как защиты нужно также твёрдо пресекать агрессию и объяснять ребёнку, что он может другими способами обеспечить себе безопасность (сказать, чтобы не забирали его игрушки, одежду и т.п.). Потребность ребёнка в такой защите может быть связана с неблагополучной ситуацией в семье или стрессом (например, развод родителей, смерть кого-то из родственников, выход мамы на работу). Тогда стоит уделить как можно больше внимания заботе о нём, проявлениям тепла и ласки, чтобы он чувствовал, что его любят. Это для него также гарант безопасности.

4. В случае с властным ребёнком важно подкреплять его хорошее поведение, часто благодарить за правильные поступки. Если ребёнок получает внимание при социально приемлемом поведении, то у него отпадёт необходимость ощущать свою власть над родителями с помощью кусания.

Важно помнить, что для ребёнка запрет кусаться должен быть чётким и беспрекословным. Поэтому никогда нельзя отвечать ребёнку тем же: кусать или бить в ответ. Правила должны быть едины для всех. Разговор стоит вести спокойно, сдержанно. Если ребёнок не кусается, не стоит его за это хвалить, напоминая об этом явлении. Ведь не кусаться – это нормально, поэтому «награды» за нормальное поведение быть не должно.

Хорошо, если все взрослые, присматривающие за ребёнком, были бы солидарны и действовали одинаково. Стоит обсудить эти вопросы с няней, воспитателем детского сада, бабушками.

Добавить комментарий