Как развить математические способности у ребенка
Математические способности есть у каждого ребенка. Задача заключается в том, чтобы научить малыша умело использовать свои возможности. Знания математики необходимы не только для быстрого счета и правильного решения арифметических задач. Логическое мышление, способность быстро соображать, умение концентрировать внимание помогут при изучении физики, химии, информатики, биологии.
Развитие способностей в раннем возрасте
К трем годам дети обладают достаточным количеством навыков, необходимых для занятий. Проводите занятия в непринужденной игровой форме, используя игрушки.
Начните работу с наиболее простого материала:
• умение различать понятия «много» и «один»;
• умение сравнивать предметы по размеру, по категориям;
• знание простых геометрических фигур.
Наблюдайте за тем, как малыш воспринимает новые знания. Убедитесь, что он все усвоил и во время игровых занятий легко использует полученные знания.
Постепенно усложняйте задания:
• научите находить лишний предмет в группе, добавлять недостающий;
• научите понятию «последовательность расположения», какой предмет перед каким, какой после;
• игрушки заменяйте картинками с изображением нескольких предметов и соответствующей цифрой;
• научите сравнивать количество предметов (больше, меньше, равно).
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста
До начала учебы в школе ребенок должен обладать базовыми знаниями по математике, уметь решать простые логические задачи. Необходимо выработать усидчивость и умение длительное время концентрировать внимание. Создайте рабочую обстановку, при которой не будет отвлекать работающий в соседней комнате телевизор.
Подготовьте материалы и предметы, которые помогут усвоить урок:
• счетный материал;
• трафареты с цифрами и геометрическими фигурами;
• карточки для счета;
• макет часов для обучения времени;
• прописи и рабочие тетради для детей от 6 лет.
Проводите занятия в спокойной обстановке и хорошем настроении. Если ребенок активно сопротивляется или находится в стрессовом состоянии, то результат занятий будет отрицательный.
Итак, какие действия необходимо включить в занятия:
• считайте от 1 до 10 и в обратном порядке;
• считайте от произвольного числа до 10, от произвольного числа в обратном порядке;
• восстанавливайте числовой ряд;
• разбивайте предмет на части, собирайте из частей целый предмет;
• разбирайте единицы измерения (сантиметры, килограммы);
• решайте простые задачи на одно действие.
Время от времени возвращайтесь к пройденному материалу, даже если юный ученик усвоил его отлично. Будьте последовательны в действиях. Используя рабочие тетради, не перескакивайте через страницы. Если что-то не получается или ребенок с трудом воспринимает материал, вернитесь к более простым заданиям. За хорошо выполненную работу обязательно хвалите.
Большое спасибо автору за чёткие и последовательные рекомендации. Не всегда родитель ясно понимает, какими знаниями должен владеть его ребенок в том или ином возрасте и перекладывает эту заботу на воспитателей и учителей. Очень правильно, что первые уроки и навыки обучения маленький ученик получит от человека, которому доверяет больше всего — от любящего и терпеливого родителя.